Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Если свойства человека надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, какое только рождает земля.

Платон

Валицкая А. П. Философские основания современной парадигмы образования

Автор: А. П. Валицкая

             Философские основания современной парадигмы образования[1]

          А. П. Валицкая

Понятие "парадигма" стало инструментом науковедения в 70-х гг. нашего столетия (см.: Кун Т. Структура научных революций М., 1975) и стремительно завоевывает сферу общественной практики. Оно означает наиболее общие принципы понимания и интерпретации объекта исследования, принятые в определенном научном сообществе.
Общая философия образования использует его для обозначения культурно-исторических типов педагогического мышления и практики. Каждая эпоха обладает особенной картиной мира и человека в нем в зависимости от общемировоззренческих представлений о природе, о пространственно-временных характеристиках сущего, о причинно-следственных связях явлений и вещей, о человеке и его сущностных способностях, ценностных отношениях к Богу, миру, социуму, самому себе и другому.
Представления о ребенке, о возможностях, целях и задачах образования, об учителе и основных характеристиках его личности — весь этот комплекс идей очерчивает парадигму образования и непосредственно отражает общую картину мира, свойственную эпохе.
Любая мировоззренческая, а вместе с нею и образовательная парадигма в истории проходит несколько этапов: становления, завершенности и, наконец, статики, когда она становится косной и препятствует дальнейшему развитию. Тем временем в недрах старой парадигмы рождаются новые идеи и принципы, происходит переосмысление основных понятий и связей.
Современная эпоха характеризуется процессами становления новой парадигмы в философии и теории образования. Они взаимозависимы и осложнены многообразием и разноречивостью исходных оснований и выводов. Однако их общность — в устремленности к реализации идей и концепций в практике образования; пожалуй, это отличительная черта философствования уходящего столетия.
Философия конца XIX и особенно XX в., после мировых войн и опыта тоталитарных режимов, со всей отчетливостью и болью осознает "заброшенность" и одиночество человека во враждебном мире, утрату им привычных защищающих ниш — дома, семьи, Родины, нарастающую его отчужденность от природы, культуры, власти, продуктов производства, от самого себя. Она ищет объяснения причин такой ситуации, возможностей и способов выхода из нее. Поиск путей к целостному миру и человеческой принадлежности к нему с неизбежностью ведет философскую мысль нашего века к постановке проблем образования.
Рассмотрим кратко основные тенденции в философии XX столетия, которые могут служить основанием к построению современной образовательной парадигмы.
"Философия жизни" рождается как оппозиция классическому рационализму, реакция на кризис механистического естествознания, осознаваемый в конце прошлого века, в ответ на потребность в онтологическом оправдании человеческого присутствия. Назовем главные идеи, позволяющие определить ее как самостоятельное направление и отнести к ней весьма различных по способу философствования и полученным выводам мыслителей (Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон, Л. Клагес).
Онтологическая идея. Жизнь есть первичная реальность, которая представляет собой целостный органический процесс, не требующий разделения (предшествующий ему!) материи и духа, бытия и сознания. При этом принципы и основания целостности жизни могут быть весьма различными: от самодостаточного биологизма, понимания жизни как особой витальной субстанции (Ф. Ницше, Л. Клагес) или как космогонической организации ("жизненный порыв" у А. Бергсона) до психолого-культурологического объяснения ее сущностных качеств ("воля к власти" — от Шопенгауэра до Ницше). Жизнь предстает как непрерывность или история в ее культурных формах, длящийся творческий акт, процесс непрерывного развития, противостоящий механистичным, неорганическим, "ставшим" структурам. Тогда человек — это индивидуальная жизнь, процесс, разворачивающийся во времени, в каждом из моментов которого личность не равна самой себе; он может быть определен лишь по завершении своего бытия.
В этом смысле жизнь — образование, а оно и есть человек как развертывающийся и ограниченный датами рождения и смерти незавершенный акт.
Гносеологический принцип "философии жизни" — антисциентизм: убежденность в том, что рассудок, классическая логика, наука постигают лишь отношения между вещами, а не их сущности, не сами вещи. В этом смысле научному рациональному знанию противостоит доинтеллектуаль-ное, эстетическое, символико-образное постижение иррациональных оснований жизненной реальности. Наиболее адекватно жизнь постигается искусством, а для человека основными инструментами познания жизни как целостности являются интуиция (А.Бергсон), вчувствование, понимание (В. Дильтей). Именно эти качества и следует развивать, образуя культурного человека. Особая роль в познании и культуре вообще, отмечают теоретики этого направления, принадлежит мифу, адекватно и целостно отражающему жизнь. Поэтому философия снова должна стать мифотворчеством и поэзией (Заратустра у Ф. Ницше, Сизиф у А. Камю, "архетипы" К. Юнга), художественным актом, поскольку жизнь принципиально невыразима в философских категориях.
Отсюда — необходимость преодолеть разделение знания на науки о природе и науки о духе, ибо в теперешнем состоянии разрывается целостность предмета изучения — жизни и человека. Наука сегодня не выполняет ориентационно-теоретиче-ской функции и не может дать подлинного миропонимания. Преодоление разрыва возможно с помощью психологии, но не экспериментальной ("объяснительной"), а "понимающей" ("описательной"), которая основывается на вчувствовании, углублении в психическую жизненную реальность. Такая психология способна предложить единую методологию познания жизни духовной и природной, и тогда природа предстанет целостно, не только в своих причинно-следственных закономерностях, но в ценностно-очеловеченном качестве, как "душа, свобода и язык", — в ее иррационально постигаемой интуитивно угаданной сущности.
Выводы для теории образования: необходимо построение целостного процесса обретения знания, адекватного жизни, органичного комплекса гуманитарно-социально-исторических, естественнонаучных и художественных дисциплин, объединенных единством гуманистических смыслов и духовно-нравственных целей. При этом особенно важно активизировать до-интеллектуальные, невербальные способы получения знаний в процессах их переживания (сопереживания, вчувствования).
В "философии жизни" история истолкована как всечеловеческое переживание, которое совершается в пределах уникальных и неповторимых культур-организмов, различающихся типом мышления и деятельности, подчиняющихся судьбе, в отличие от природных систем, где действуют законы причинности.
Историко-культурное развитие вообще имеет циклический характер. Народы и государства, подобно человеку, проходят путь от рождения до смерти; при этом "ставшая" цивилизация (вне зависимости от исторической хронологии) означает омертвение, завершение цикла, гибель культуры (Г.Зиммель). Иными словами, классической концепции мировой истории как прогресса противопоставлено многообразие самостоятельных культурных форм, объединенных идеей жизнетворчества.
Согласно идеям этого круга, образование — саморазвитие личности, которое происходит в потоке жизни. Оно совершается как понимание-сопереживание мира и себя, в единстве внешнего (вживание, вчувствование) и внутреннего (самонаблюдение, самопознание). Внешнее — природа и культура — постигается наиболее полно методом интерпретации (герменевтика); культура как история (жизнь) духа может быть понята, освоена в процедурах истолкования единичного как элемента, по которому можно восстановить целое (В. Дильтей).
Представление о человеке как длящейся жизни развито философской антропологией второй половины XX столетия, претендующей на статус самостоятельной науки, предмет которой — человек, а основная задача — восстановить целостность человеческого бытия во всей его полноте. Пафос философской антропологии — в неприятии современного состояния знания о человеке, который оказался разорванным и поделенным между естествознанием, с его различными областями, психологией, социологией, культурологией и прикладными науками.
С точки зрения философской антропологии, все проблемы философии можно свести к основному вопросу: что есть человек? Следует построить эту предметную область как науку о физическом, психическом и духовном началах человеческого существа, его метафизическом происхождении, силах и потенциях, которые движут и движимы им, т. е. воссоздать целостный философский образ человека (М. Шелер). Человек, в отличие от животного, свободен от витальной зависимости и открыт в своем бескорыстном интересе к мировым структурам.
Сознание не исчерпывается рациональностью. Оно обусловлено потребностями, эмоциями, чувствами, интуицией, питается глубинами бессознательного. Познание — одна из функций сознания — развертывается как ценностное, любовное отношение к миру, которое соприродно человеку, связывает его с божественным актом любви, являющейся общей основой всех вещей и явлений бытия.
Практический выход из состояния отчужденности, экзистенциального кризиса, которым характеризуется культура XX в., антропологи видят внутри самого человека, восстанавливающего свои "любовные", ценностные связи с реальностью — людьми, обществом, структурами и силами духовного мира, культурой. Условие обретения целостности — доверие к бытию: внутреннее состояние открытости, надежды, благодарности, терпения, ожидания и утешения в отношении к настоящему, прошедшему и будущему; преодоление отчаяния и поиск новой духовной Родины, нового Дома — как защиты и условия свободы (О. Больнов).
Философская антропология второй половины XX в. предлагает ряд самостоятельных концепций человека: биологическую, культурологическую, религиозную, педагогическую. Для нашей темы актуальны те позиции и выводы, которые свидетельствуют о становлении новой образовательной парадигмы.
Основные угрозы современному человечеству и человеку: деградация личности как индивидуальности в объект (бюрократизация жизни, политический, экономический, духовный тоталитаризм); безудержное стремление к успеху в условиях рыночной конкуренции; растворение индивидуального в массовом.
В этих условиях главная задача личности — определить свою "меру жизни", научиться понимать смысл происходящего, относиться к нему с позиций собственных возможностей и целей, выработать личностные критерии существования. Поэтому цель образования — способность к самостоятельному суждению, выбору, поступку; научить человечности ("мере жизни"), т.е. состраданию, терпимости, доброте и справедливости.
В процессе образования главная задача — герменевтическая, т.е. обучение пониманию, которое становится единственным способом постижения истины как в есте-ственнонаучном, так и особенно в гуманитарном знании, в науках о жизни и духе (О. Больнов).
Становление общей теории образования обнаруживается как тенденция современной философии науки начиная с 60-х гг. XX в. Едва ли можно назвать эту предметную область — философию научного знания — самостоятельным направлением; она существует в пределах любой сколько-нибудь целостной философской системы. Этот круг проблем так или иначе занимает физиков и биологов, социологов и историков, математиков и филологов. Однако общность тематики, понятийного аппарата, традиционный круг проблем и способов их решения позволяют определить эту область философствования как общую методологию науки.
Конспективно перечислим основные предпосылки и позиции этого направления в последней трети нашего века, акцентируя внимание на тех аспектах, которые актуальны для науки об образовании:
·         поиск статуса науки в контексте культуры и общественной жизни, определение ее мировоззренческих и ценностных смыслов, общая тенденция к гуманизации знания и историзации науки;
·         отказ от сциентистской методологии, нормативности и логизации; постановка вопроса о соотношении науки и других форм иррациональности (искусства, религии); смещение интереса от проблем структуры и количества к вопросам роста и детерминации знаний, их обоснования и трансляции; обогащение категориального аппарата понятиями типа: парадигма, картина мира, холизм, синергетика, прогностическая модель и другие, обнаруживающими центростремительные тенденции различных областей науки к целостному знанию, совокупно описывающему бытийную ситуацию современного человека и человечества. Возникает идея "альтернативной науки", стирающей грани между естествознанием, обществознанием и науками о человеке;
·         смена целевых ориентации: внешние науке цели становятся направляющими силами ее развития; происходит "онаучивание" ряда областей практической деятельности и, наоборот, развитие прикладных аспектов науки;
·         отказ от идеи господства над природой приводит к экологической ориентации научных теорий; выясняется, что наука — технологический ресурс, который специфичен своей способностью существенно влиять на выбор культурных и социальных целей, обеспечивая получение средств к их достижению.
Для общей теории (методологии) образования все перечисленные проблемы имеют непосредственный интерес, явно означая ее место в системе современных наук, причины, порождающие самостоятельную предметную область комплексного гуманитарного знания о процессах био-психо-духовного становления человека в природной и социокультурной среде, актуальную потребность в такой теории.
"Философия глобальных проблем" как комплекс современных идей и концепций опирается на объективную тенденцию развития совокупных глобальных связей — природохозяйственных, социокультурных, политико-экономических, религиозных. Главная цель современной гуманитарной науки видится философам этого направления в поиске объединяющего фактора, возможных путей и подходов, способствующих конвергенции.
В "терминах надежды" описывают философы и социологи эти актуальные и спасительные для человечества процессы становления единства народов Земли, видят в них возможность выхода из экологического и духовного кризиса, в который все глубже погружается человечество в XX столетии.
Становление глобального мышления будет способствовать преодолению национализма и геополитических притязаний сверхдержав, а сознание сопричастности родной планете, чувство ответственности за нее, за общечеловеческие ценности культуры и судьбу человечества, будут источником творческой активности каждого из людей (А. Печчеи).
Отсюда — признание культуры реальностью, которая гораздо важнее для сохранения человечества и будущего мира, чем политика и экономика. Глобальная экологическая гуманистическая этика становится той духовной первоосновой, на которой должны строиться государственная политика, производственные структуры, межнациональные и межличностные отношения, право, коммерция и другие формы общественного существования (Р. Атфилд).
Констатация деструктивности моделей развития общества на основе индустриализации (Дж.Форрестер), отвержение революционно-насильственных методов преобразования поддерживают надежду на эволюцию (в сторону гуманизации) сознания и практики, влечет к поиску в сфере духа и морали универсальных способов культурного обновления.
Своеобразный культурно-исторический универсализм "философии глобальных проблем" и ее оптимизм базируются на признании наличия общечеловеческих ценностей. Свобода, справедливость, достоинство личности, ее неотъемлемое право на жизнь и социальную защиту, право народов на культурное и политическое самоопределение выступают в качестве системы жизнеобеспечения человечества. Нарастание культурной конвергенции, явственные процессы сближения стран и народов в области науки и образования, становление поликультурного общества открытого типа в постиндустриальную эпоху — эти тенденции современного мира сопровождаются созданием экологически сбалансированной мировой экономики и транснациональных структур управления ею, а может быть, Правительства Земли.
Обобщая вышеизложенное, подчеркнем: современная философия видит перспективу человечества в становлении нового гуманитарного мышления и практики на основе принципов целостности бытия, культуры, личности. Образование — та область социокультурной жизнедеятельности, где совершается становление духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной нести груз ответственности за судьбу земной цивилизации и культуры, защищать и отстаивать общечеловеческие ценности, творить целостный, гуманный мир, по "мере жизни" человеческой.
Итак, философские основания образовательной парадигмы, о которых здесь шла речь, обнаруживаются в концепциях западных философов XX в. Не менее явственно, а порой с опережением и большей глубиной сходные идеи находим в русской философской традиции, особенно в "серебряном веке".
Однако это особый и очень важный разговор, который поможет понять отечественный "вектор" общей теории образования и, быть может, наметить перспективы и возможные варианты развития российского образования в XXI столетии.
--------------------------
[1] Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 96-03-04032
 
===============
 
Источник: Педагогика. 1997. № 3. С. 15-19.
 



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter