Бим-Бад Борис Михайлович

Официальный сайт

Завидую тебе, о кленовый лист.
Ты высшей достигнешь красоты
И тихо упадешь на землю.

Сико

Бим-Бад Б. М. Основания педагогики

Автор: Б. М. Бим-Бад

Основания педагогики
 
Взаимозависимость личности и истории
 
Б. М. Бим-Бад
 
Историю творит отдельная личность. Но и личность, в свою очередь, движется историей.
 
Как яйцо и курица, они могли появиться только одновременно, и с тех пор неразлучны.
 
Исторический процесс поддерживается двумя средствами – общением и преемственностью, в свою очередь обусловленными воспитанием, образованием. Вне этих главных факторов невозможно взаимопонимание людей, равно как и культурное наследование.
 
Любой человек имеет социальную принадлежность и, следовательно, социальные качества. Личность как субъективное начало получает свою индивидуальную определенность только благодаря комбинации элементов культуры, приобретаемых ею в различных общностях, а эти последние жизнеспособны из-за культурного участия в них тех или иных людей.
 
У человека две матушки: матушка-природа и матушка-история. Ни одна из них не может обойтись без другой.
 
Очеловечивающая сила истории делает ее неисчерпаемым источником обогащения духовной жизни людей. Однако в истории есть и накопления разрушительны потенций; овладевая личностью, они производят весьма опасное действие на нее и на окружающих.
 
Свобода выбора добра или зла существует во всех случаях, но она сильно ограничена воспитанием человека, культурой, содержанием его сознания. Поэтому чем выше и совершеннее культура, которой овладел индивидуум, тем большей свободой (а не своеволием!) он обладает.
 
Успехи человеческого общежития созданы совместными усилиями всех культурных народов. Даже в тех случаях, когда историческое развитие где-то на время прерывалось, в общем оно не прекращалось никогда (В.О. Ключевский).
 
Организация и функции человеческого ума едины и неизменны на всем протяжении истории, содержание же ума весьма вариативно, так как зависит от географических, социальных и исторических особенностей среды жизнедеятельности.
 
Сознание определяется преимущественно характером общества, к которому принадлежит личность, а также самой ее жизнью. Задача культуры в том и состоит, чтобы гармонизировать интересы и возможности социальных групп с запросами и склонностями личностей, в них входящих.
 
Разнообразие культурных и религиозных исторических форм способствует достижению все более высоких рубежей развития. И отдельная личность может взять следующую для себя высоту, лишь преодолев границы, отделяющие ее от культур иных для нее племен и народов.
 
Нация и племена
 
Нации как большие сообщества сложно соотносятся с составляющими их этносами.
 
Этнос сам по себе культурно-нейтрален; историческое и личностное значение имеет не этнос, а этос – дух народа, цивилизации или общественной системы, выраженный в культуре, установлениях, общественном мнении, философии и религии.
 
Этнос – совокупность единоплеменников, связанных сходством внешности, особенностями телесной организации; этос – целостность культуры целого ряда этносов.
 
Нация – это идея, пронизывающая материальную и духовную культуру большого сообщества людей. Наиболее стабильное в этнической истории – это дух народа, проявляющийся в любви к родному как изначально данному, будь то язык, нравы, обычаи, отношения, ценности. Все родное, складывающееся на базе общения и воспитания, имеет колоссальное формирующее значение.
 
Таким образом, национальное воспитание следует понимать как введение индивида в духовную культуру, в историческую филиацию основных идейных стремлений, выразившихся в этосе данного народа или народов, если речь идет о многоэтнической нации.
 
Занимаясь ежедневными делами, человек вольно или невольно творит историю. Мотивы деяний личности и суть, в конечном счете, движущая сила истории, а воспитание мотивов, облагораживающее их, служит сохранению человечества.
 
Среди них особое место занимает понимание смысла жизни – представление о том, зачем, с какой целью мы проявляем жизненную активность.
 
Потребность в осмыслении жизни означает появление самоуважения, а в дальнейшем – и социальной полноценности.
 
Потребности (интересы), движущие человеком, тесно связаны с представлениями о ценностях. Нередко потребности зависят от них. Так, потребность в материальных благах может разрастаться или суживаться вследствие принятия личностью потребительских или, напротив, созидательных ценностей.
 
Социальный прогресс состоит в том, что формируются новые потребности, а вместе с ними и новые ценности, среди которых научное знание и способ мышления занимают выдающееся место.
 
Для поступательного движения человеческой истории совершенно необходимо, чтобы людские потребности все дальше выходили за рамки насущного. Однако следует помнить, что и вне преемственности культуры какой бы то ни было прогресс немыслим.
 
Содержание сознания личности
 
Разум познает сущее, вера предвосхищает должное, опыт синтезирует их в ходе критической и нравственно-конструктивной совместной работы ума и чувства, позволяющей отличать норму от патологии, зло от добра, истину ото лжи, прекрасное – от  безобразного.
 
Самое трудное в жизни человека – смерть, боль, потери, слабость, влечения, многообразие страха – составляет ядро мироотношений. Человек строит свое поведение в соответствии со своими осознанными или подсознательными эталонами красоты, добра и правды, ценности и смысла жизни.
 
Чтобы постичь смысл жизни, надобно найти и смысл страданий. Не найдя его, человек лишается свободы, т.е. осознанного выбора между добром и злом, превращается в самое опасное из всех животных.
 
Смерть, уравнивающая в конечном счете всех людей ("одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, приносящему жертву и не приносящему жертвы" – Еккл. 9, 2), есть едва ли не главный мировоззренческий фактор социального зла.
 
Спасти человечество от мизантропии и жестокости могут только высшие этические соображения.
 
Человек одновременно и рациональное, и чувственное существо. Эта двойственность преодолевается игрой, понимаемой предельно широко и включающей в себя все виды искусства. Художественный образ концентрирует в себе жизненный опыт, он апеллирует к чувствам и стимулирует их, а вместе с ними – и мысль. Искусство предстает перед нами как форма познания и как одна из величайших учительниц человека и человечества.
 
Благоразумие, мудрость, желание изучать науки и искусства дает бескорыстная теоретическая познавательная установка. Самодостаточное познание делает возможными прикладные достижения науки. Размышления порождают рефлексию, которая превращает душу в дух. Философия есть концентрированная и высшая рефлексия духа.
 
Мировоззрение, как научное, так и религиозное, бывает и созидательным, и разрушительным.
 
Опасно мировоззрение, согласно которому учение о материи важнее, чем сама материя, прогресс сам по себе более значим, нежели те, ради кого он совершается. Отношение к миру как подлежащему коренной перестройке (а не осторожному совершенствованию) чрезвычайно опасно и является следствием невежества.
 
Амбивалентность человеческих чувств и стремлений, прежде всего воли к смерти, легко сосуществующей с волей к жизни, в наибольшей степени проявляется в юности. Сложность мира, тяжесть его познания, неудачи, непосильное нагромождение проблем настолько угнетают растущего человека, что он иногда втайне от себя ищет предлога для гибели, и чем "благороднее" этот предлог, тем с большей неистовостью испытывается судьба.
 
В основе фанатизма лежит также самоутверждение с помощью воображаемой или реальной власти над людьми. Постоянно подпитывает фанатизм и самоуверенность в области мысли.
 
Людям свойственно искать и любить авторитеты, освобождающие их от бремени самостоятельных решений. Человеку надо научиться исходить из внутренней жизни духа в большей мере, нежели из внешних исторических авторитетов или обстоятельств. Бесконечно опасна для человечества любая слепая вера – во что бы то ни было.
 
Личность и государство
 
Гражданское правовое общество созидается особой культурой – культурой самоуправления. Воспитательно-образовательная работа становится при этом ключом к решению экономических, социальных и личностных проблем.
 
Государство способно обеспечить простор для развития личности: свободу экспериментирования, многообразие средовых ситуаций, в которых, как в питательном бульоне, выращивается культура (В. фон Гумбольдт).
 
В обязанности государства входит также забота о внутренней безопасности. Эта забота принимает две формы: профилактики правонарушений и нравственных форм воздействия.
 
Правовое общество тогда прочно, когда оно считается с природой человека, а законы совершенствует, уравновешивая идеалы с действительными возможностями людей.
 
Прообраз свободных институтов власти – общинное самоуправление. Как показала история, самоуправление на местном уровне – прекрасная школа реального народоправия, прямой демократии, разумных выборов и добровольного подчинения закону.
 
Усиление личностного своеобразия каждого человека требует установления и укрепления самоуправляемого на местах общественного и представительного в центре, политического устройства. Однако напомним, что главная ценность демократии не в том, что она делает сама, а в том, что делается благодаря ей (А. де Токвиль). Человеческий род может подняться выше. Но единственная возможность этого – свободное развитие отдельных индивидов.
 
Цели воспитания
 
Воспитание человека есть не что иное, как обучение его искусству властвовать собой, ограничивать себя и вступать в компромиссно-переговорный процесс, в договорные отношения с другими людьми.
 
Личности необходимо научиться ограничивать свою свободу.
 
Правильное пользование свободой зависит от способности человека к рефлексии, а научиться рефлектировать он может только с помощью других людей. Школьное дело должно быть нацелено на выработку у подрастающего поколения склонности и способности к постоянной рефлективной работе сознания, и от успешности школы в решении этой проблемы зависят наши судьбы.
 
Воспитание человека человеком возможно только в том случае, если он усвоит душевные богатства других людей. Для этого необходимы свобода и тренировка ее самоограничения, многообразие ситуаций общения.
 
Образование призвано заменить в идеале насилие, в частности, насилие хитростью, в отношениях между людьми разумом и доброй волей.
 
Свобода как цель и необходимое условие прогрессивного развития достижима лишь при условии ее осознания участниками образовательного процесса, осознания, которое они способны передать молодежи через воспитание и обучение в их единстве.
 
Чтобы человек мог справиться с грузом ответственности, возлагаемым на него свободой воли, ему необходимо мужество.
Стремление к самостоятельности выбора того, что составляет содержание и смысл бытия – работы, общения, потребления, личной жизни, досуга, присуще человеку, но воспитание призвано вдохновить эту генеральную потребность личности, укрепить, наполнить ее конструктивным содержанием.
 
В воспитании нуждаются добродетели созерцания и рефлексии, рвения к истине, творчеству и самосовершенствованию.
 
Колоссальное значение имеет также приобщение людей к искусству достойного человека счастья, искусству благородного наслаждения прекрасным.
 
Чтобы восполнить утрачиваемый смысл жизни в противоречивом и постоянно усложняющемся мире, важно представить как достойную, очень нужную, возвышающую человека и уважаемую другими деятельность – стремление к познанию и научную работу, размышление над сложными проблемами.
 
Величайшее интеллектуальное качество – способность предвидения, необходимая для успешной индивидуальной и общественной жизни, обладающая диагностической силой.
 
Совершенно особое по значимости место занимает развитие способностей к отличению достоверной информации от дезинформации всякого рода.
 
Высокое развитие интеллекта предполагает способность личности отслеживать как благоприятные, так и неблагоприятные влияния общества на себя, равно как и способность адекватно вчувствоваться в эмоции, верования и идеи других людей.
 
Воспитание призвано позаботиться об умственном развитии детей, достаточном для понимания ими различий между мечтой и учением, пророчеством и доктриной, утопией и наукой.
 
Абсолютно необходимо научить молодежь правильному различению добра и зла в человеческих отношениях и в собственном поведении; постижению возвышенного и прекрасного и наслаждению ими; цивилизованному участию в гражданской жизни; невосприимчивости к заблуждениям толпы, психическим эпидемиям, демагогии, политическому и иному шарлатанству.
 
Воспитание ума, нацеленное на предотвращение личных и общественных трагедий, должно включать в себя обучение последовательной самокритичности и критичности, способности трезво мыслить, готовности подвергать сомнению все надежды и устремления и отвергать их, если они заключают в себе опасность.
 
Нужно научить детей ненавидеть самообман.
 
В жизни часто приходится перепроверять информацию, искать и находить новые материалы для такой проверки.
 
Человеку необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к жизни, к окружающему миру. Поэтому в высшей степени желательно соединение эстетического и этического начал в личности.
 
"Удивление" – культивированное педагогом природное любопытство, составляющее предпосылку интереса к жизни – являет собой не только в высшей степени желательную мотивацию учения, но и ценное содержание воспитания. Очень важна стимуляция и поддержание умонастроения удивления перед сложностью, многообразием и тайнами мира.
 
Воспитание, основанное на глубоком знании моральной организации человека, должно сделать общими для людей желания активной благосклонности и великодушия. Чтобы выжить, обществу предстоит научиться более искренней терпимости, чем ныне признаваемая.
 
Человек малодоступен голосу разума. Над ним часто властвуют влечения. Воспитание служит цели облагородить, очеловечить разрушительные эгоистические природные влечения, ибо иначе совместная жизнь людей становится невозможной. В связи с этим необходимо преодолеть отчуждение человека от культуры. Важно избежать идентификации личности с "господами" – властными и сильными, безжалостными и хитрыми – как со своим «идеалом».
 
Содержание воспитания
 
Что же необходимо знать каждому члену общества? То, что полезно для домашнего хозяйства, для ведения своих дел, свободного развития способностей и профессиональных навыков, для умения осуществлять и защищать свои права, для понимания своих обязанностей и возможности их хорошего исполнения; суждения о поступках по точным критериям; то, что полезно для отторжения внушения, индоктринации.
 
Религиозное мировоззрение дополняет, а не заменяет собой мировоззрение научное.
 
Воспитанию важно опередить разрушительные ответы на мировоззренческие вопросы, но не запретом на мысль, а помощью в поиске и нахождении правильных и конструктивных решений. Созидательные ответы лежат только в одной сфере – нравственной.
 
Нравственная культура, сконцентрированная в искусстве, – одна из лучших школ жизни. Развитие ума невозможно без включения мощных эмоциональных компонентов психики, вовлекаемых в познание именно искусством.
 
Обучение философии способно избавлять людей от насилия: она учит человека самому налагать на себя обязанности и нести бремя ответственности. Воспитанию предстоит взрастить в каждом подопечном неколебимое и безапелляционное благоговение перед жизнью.
 
Новым поколениям необходимо знать пути самоуничтожения человечества. К ним мы относим прежде всего глупость, невежество, жадность и недальновидность. История человеческой глупости представляет собой ценный компонент содержания воспитания: она "учит" учиться на уже совершенных ошибках. Одновременно история заблуждений и трагедий разума полезна в том смысле, что способствует развитию осторожности, строгости суждений, дает представление о сложности умственной работы, учит уважать ее и проверять конечные результаты.
 
Философия спасительна как школа продуктивного мышления, любви к истине и метода ее поиска, обнаружения и проверки. Философия призвана научить искусству мыслить не только самостоятельно, но и правильно – логично, доказательно.
 
Она предотвращает становление в молодежи и скепсиса, и догматического самомнения.
 
Огромную роль в воспитании разума играет тренировка критичности и реалистичности.
 
Идеи и язык этики, философской антропологии и психологии составляют важные компоненты воспитания.
 
Обучение, знакомящее с особенностями культур разных народов мира, вносит вклад в воспитание всеобщего сотрудничества и многократно умножает духовные способности учащихся. Этнография вкупе с культурной антропологией – одна из величайших учительниц человечества.
 
Детям предстоит научиться соизмерять свои шаги с понятием права. Возможность самозащиты и защищенность личности суть основополагающее содержание любой общественной жизни.
 
Человек, не понимающий философии права, основ договора как сущности политики, способен отказаться от исполнения своих обязанностей.
 
Та школа хороша, в которой меньше ценится учеба, чем учащийся; которая предоставляет самоуправлению ясные и определенные полномочия; дает членам коллектива конкретные права и гарантирует неоспоримость пользования этими правами; сохраняет за личностью ее самобытность.
 
Воспитанию предстоит оказать помощь молодежи в усвоении целей жизни, а значит, своей деятельности. Этому служит эволюция культуры и науки. Их история помогает новым поколениям лучше понять современность. В истории искусств, ремесел, теорий, технологий, социальных устройств и т.д. приращение знаний о законах мира предстает как бы в замедленной киносъемке, раскрывающей драму людей и идей, обобщающей причины успехов и поражений человечества. Это позволяет усвоить законы развития, прогресса, застоя и регресса в исторической перспективе.
 
Большое значение имеет и изучение истории субъекта познания (его рациональности и самого понятия): оно воспитывает конструктивность мышления, располагает к творчеству и служит просвещению в более обширном смысле – как выходу человеческого рода из состояния несовершеннолетия в состояние свободного неразрушительного творчества жизни.
 
Огромное значение приобретает усвоение методов познания, понимание их сравнительной эффективности, развитие способности к их уместному и правильному применению. Научное и учебное познание имеет грани взаимодействия, позволяющие применять методы науки в воспитательных целях. Так, интроспекция, в психологической науке служащая методом исследования и диагностики, является одновременно и эффективным способом самосовершенствования.
 
Важно изучать логические ошибки, их типологию и примеры, тренировать учащихся в распознавании и предупреждении ложных категорий. Необходимо учить "патологоанатомии" разрушительных и обманывающих страстей.
 
Любовь, свобода, гармония – вот три величайшие силы в воспитании человека, его счастье и судьбе. Они дают защиту от ужасов мира, закаливают в жизненной борьбе и уравновешивают немногие радости со многими скорбями.
 
Профилактика комплекса "раба-господина" требует предотвращения проявлений рабства в детской среде как составной части воспитывающей, обучающей, творческой, развивающей, активной социальной среды. Школа должна защищать, развивать, поощрять самостоятельность и ответственность. Такое воспитание позволяет преодолевать страх людей перед свободой личного выбора.
 
Ни одно действие растущего человека не может быть совершено без предварительного размышления над причинной зависимостью одних поступков от других: только таким образом можно развить ценнейшую способность предвидеть последовательность и последствия действий.
 
Взгляд в будущее
 
Опасность человечеству исходит от неправильного воспитания, укореняющего самодовольное и не подозревающее о себе скудоумие, ограниченность, жадность, безответственную недальновидность.
 
Обществу приходится опасаться нового деспотизма. Ибо оно столкнулось с ростом невежества, научившегося добиваться власти, – властвующего невежества серых, поверхностно образованных людей. Отсюда – жесточайшие наши беды. Чтобы задушить свободу, деспотизм пытается уничтожить: учение о свободе как спасении; свободную мысль; свободу информации; солидарность; личную безопасность.
 
Демократия всегда может выродиться в деспотизм, если ее не поддерживает особая культура, сохраняемая и передаваемая от поколения к поколению с помощью школы, воспитания.
 
Социальная справедливость может войти только в свободную страну.
 
Поэтому интеллектуальная свобода обладает всемирно-историческим спасительным значением.
 
В обозримом будущем воспитательно-образовательная активность станет наиболее емким резервуаром социально и индивидуально-ценной занятости сотен миллионов людей. В исторической перспективе воспитание должно предшествовать экономике и политике и опережать их в каждую данную единицу времени.



Понравилось? Поделитесь хорошей ссылкой в социальных сетях:



Новости
25 мая 2016
Тодосийчук, А. В. Науке нужны кадры и спрос на инновации

О финансировании науки

подробнее

06 мая 2016
Арест, Михаил. Проблемы математического образования 21 века

Вызовы нового времени и математика в школе

подробнее

26 апреля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения. Окончание

Окончание трактата Яна Амоса Коменского «Матетика»

подробнее

17 февраля 2016
Ян Амос Коменский. Матетика, т. е. наука учения

Деятельность учения сопровождает деятельность преподавания, и работе учителя соответствует работа учеников. Теоретически и практически это впервые показал Ян Амос Коменский, развивавший МАТЕТИКУ, науку учения, наряду с ДИДАКТИКОЙ, наукой преподавания.  
 
Трактат Коменского «Матетика, то есть наука учения» недавно был переведён на русский язык под редакцией академика РАН и РАО Алексея Львовича Семёнова.

подробнее

17 января 2016
И. М. Фейгенберг. Пути-дороги

Автобиографическая статья выдающегося психолога и педагога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (1922-2016)

подробнее

Все новости

Подписка на новости сайта:



Читать в Яндекс.Ленте

Читать в Google Reader


Найдите нас в соцсетях
Facebook
ВКонтакте
Twitter